Тенденции экономики рунета

04

Тенденции экономики рунета

С 2011 года Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) собирает и публикует подробный ежегодный аналитический отчёт о состоянии и развитии отечественного рынка интернет-экономики.

Исследование систематизирует и обобщает актуальные данные о состоянии отрасли, определяет тенденции и перспективы развития рунета, его роль в глобальной сети и степень влияния на смежные отрасли.

Интернет — не только эффективное средство для развлечения, образования и коммуникации, но и мощный двигатель экономического развития. С каждым годом интернет-экономика России становится все более значимой и влиятельной частью национальной экономики.

Чтобы разобраться в объёме, динамике и степень влияния цифровой отрасли в России на мировую, оценить рост и потенциал сегментов этого рынка и ответить на множество сопутствующих вопросов, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) проводит ежегодное исследование «Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2022/2023».

В основе методологии РАЭК — трёхмерная модель описания цифровой экономики, состоящая из 7 хабов, 10 срезов и трёх уровней, каждый из их оценивается аналитическим отделом совместно с ведущими экспертами русскоязычного интернета.
Вклад цифровой отрасли в экономику России
В одиннадцатом выпуске регулярного отчёта исследователи представили данные за 2022 год и прогнозы на 2023 по основным взаимосвязанным сегментам интернет-экономики, которые формируют основу цифровой отрасли нашей страны и определяют её конкурентоспособность:

• Цифровой контент — электронные развлечения: видео, музыка, книги и игры.

• Электронная коммерция — платежные услуги, ритейл, путешествия и другие виды услуг, оказываемых в интернете.

• Маркетинг и реклама — контент-маркетинг, SMM, web- и мобильная разработка, а также все виды интернет-рекламы.

• Инфраструктура и связь — хостинги, домены и облачная инфраструктура.

По данным за 2022, год общий вклад русскоязычного сегмента интернета в экономику России составил 12,2 трлн рублей, что на 29% выше, чем за 2021 год. Наибольший рост относительно прошлого года произошел в сфере электронной коммерции — 32%, а спад в контенте составил 52%.

Несмотря на меняющуюся экономическую ситуацию и внедрение новых инструментов и технологий взамен ранее используемых, эксперты прогнозируют на 2023 год рост цифровой отрасли ещё на 29% до 15,8 трлн рублей.
Причины оптимистичной оценки 2023 года

Прямое влияние на ожидаемый рост оказывает увеличение общего числа интернет-пользователей в России, и тех, кто пользуется интернетом каждый день. Чаще всего глобальную сеть используют для поиска информации и общения, а также чтения новостей и развлечения.

Мобильное потребление интернета также увеличивается. В сравнении с 2021 годом, в 2022 среднее время, проводимое в сети с карманного устройства каждый день, выросло на 9%, и составило 5 часов.

Подписки на экосистемы продолжают завоёвывать пользовательское доверие. Каждый второй житель города с населением более 100 тысяч человек пользуется одной или несколькими подписками.

Наиболее востребованы сервисы универсальных интернет-магазинов и мобильной связи. Немного отстают от них подписки на заправочные сервисы и системы для покупки и доставки продуктов и горячей еды.
Анализ основных сегментов интернет-экономики

В 2022 году цифровую отрасль экономики России регулировали сразу по 7 направлениям: от регулирования сбора, хранения персональных данных и доступа к ним до повышения технологической безопасности отечественных предприятий и поддержки IT-компаний.

Интернет реклама и маркетинг

Основными трендами рынка интернет-рекламы и маркетинга стали снижение доходов крупных агентств и закон о маркировке рекламы на фоне наращивания выручки у сервисов-экосистем. После ухода зарубежных компаний они активно занимают освободившиеся ниши.

Привлекать новых клиентов стало сложнее и дороже, при этом основная часть размещений в социальных сетях сконцентрировалось на площадке ВКонтакте и мессенджеров. В это же русло частично перенаправили и рекламные бюджеты на инфлюэнс-маркетинг.

В 2023 году ожидается рост сегмента на 5% за счёт роста локальных брендов и выхода на отечественный рынок новых рекламодателей, а также расширение использованием новых рекламных каналов
Электронная коммерция

Сегмент электронная коммерция активно рос на протяжении 2022 года за счёт переориентации на онлайн покупки и популяризации маркетплейсов. При этом снижается темп роста сегмента E-Grocery — продажа товаров повседневного спроса в Интернете.

При снижении размера среднего чека на 16%, количество оформленных заказов увеличилось на 64%. По данным площадок, 58% россиян имеют опыт покупок онлайн. За 2022 года на крупнейшие маркетплейсы пришлось 71% онлайн-заказов и 47% продаж.

В 2023 году ожидается рост сегмента на 30% за счёт продолжения перехода розницы в онлайн-каналы и сохранения популярности маркетплейсов. При этом сумма среднего чека и дальше будет снижаться ввиду «режима экономии» населения и роста C2C-торговли.

Инфраструктура
В области инфраструктуры и связи продолжается расти скорость доступа в интернет. Расчёт рынок облачных сервисов и доменов в зоне РФ, на фоне падения в RU. Наибольший рост на рынке инфраструктуры показывают облачные инфраструктуры.

Одновременно с этим в России сохраняется одна из самых низких стоимостей доступа в интернет, несмотря на рост тарифов. По данным Минцифры России, широкополосный доступ в интернет имеют 86% российских домохозяйств, а самым популярным устройством остаётся смартфон

В 2023 году ожидается рост сегмента на 40% за счёт перехода пользователей в отечественные сервисы, а также рост «облачных» решений для разных сфер и отраслей.
Цифровой контент
Медиа развлечения — один из самых пострадавших сегментов цифрового рынка России по итогам 2022 года. Даже при государственной поддержке производства контента и популяризации экосистемных сервисов в сравнении с 2021-м доходы упали на 52%

Замедлился рост платформ с видеоконтентом. По сравнению с прошлым годом они показали рост всего на 7% В зоне цифровых книг показатели остаются на том же уровне. Сильный спад показывает онлайн-музыка, она потеряла 40% прибыли. Больше всего российские пользователи сократили расходы на онлайн игры — 78%

При этом потребители всё так же хотят и могут платить за цифровой контент, однако из-за недоступности оплаты картами российских банков и ухода с рынка крупных зарубежных компаний большинство платежей перешли в «серую» зону.

В 2023 году ожидается рост этого сегмента на 7%. Среди причин эксперты называют рост интереса к отечественном контенту и увеличение общего количества пользователей. Сдерживающие факторы — нелегальное потребление и «серые» схемы оплаты а также большое количество вводимых регуляторных инициатив.

Перспективы и проблемы

Исследование РАЭК показывает, что интернет-экономика России продолжает развиваться и увеличивать свой вклад в национальную экономику. Однако рост не равномерный и сопровождается большим количеством вызовов и проблем, связанных с регуляторным воздействием, конкуренцией и изменением потребительского поведения.

Для того, чтобы сохранить динамику развития и повысить конкурентоспособность рунета на мировом рынке, необходимо содействовать развитию инновационных технологий и сервисов, поддерживать отечественных производителей цифрового контента и обеспечивать доступность и безопасность интернет-услуг для всех граждан России.