Ежегодное исследование Tinkoff eCommerce: как меняется рынок маркетплейсов в России

01

Ежегодное исследование Tinkoff eCommerce: как меняется рынок маркетплейсов в России

Рынок онлайн-торговли в нашей стране активно развивается, постепенно сокращая долю офлайн-магазинов. Растёт и число бизнесменов, продающих свои товары через маркетплейсы, как главный или дополнительный способ реализации.
Чтобы понять, какие возможности открывает развитие онлайн-площадок для продавцов, мы изучили аналитическое исследование рынка маркетплейсов в России от Tinkoff eCommerce.
Аналитики Тинькофф выявили основные тенденции и перспективы развития этого сегмента.
Маркетплейсы становятся всё более привлекательными для продавцов
Одним из ключевых выводов исследования стало то, что рынок не теряет динамику – его рост в среднем составляет 20-30% в год. Согласно данным, с первого квартала 2022 года число селлеров возросло на 21%.
Эксперты выявили шесть лидеров среди маркетплейсов для ритейла: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, KazanExpress, AliExpress, СберМегаМаркет.
Что касается распределения селлеров по площадкам, Wildberries по-прежнему лидирует по количеству продавцов, но его доля снизилась до 52%. Самым большой рост показал Ozon — за год показатель вырос с 23% до 34% в первом квартале 2023. Небольшой прирост числа продавцов также заметен на Яндекс.Маркете — с 8% до 10% в 2023 году. У остальных маркетплейсов доля не изменилась: 2% у KazanExpress и по 1% — у AliExpress и СберМегаМаркета.
Ещё один факт, подтверждающий развитие сегмента – рост селлеров, работающих на двух площадках. Показатель изменился на 64% за год. Из тех продавцов, кто запустил свой бизнес в 2021-2022 гг., каждый пятый спустя год с момента старта подключил дополнительный маркетплейс.
Торговля на 2-3 площадках даёт предпринимателям возможность охватить несколько целевых групп в разных регионах страны и сегментах рынка, что способствует увеличению объёма продаж.
Если говорить о потенциале роста числа селлеров на маркетплейсах, Tinkoff eCommerce провела опрос с множественным выбором, в котором большинство (61%) респондентов подтвердило планы выходить на маркетплейсы в течение года. Еще 20% собираются сделать это в ближайшее время. 23% опрошенных повышают свою квалификацию по работе с площадками. И уже треть респондентов имеют личные кабинеты на онлайн-платформах.
Эти данные свидетельствуют о том, что маркетплейсы становятся всё более привлекательными для продавцов, так как предоставляют доступ к большой аудитории покупателей, упрощают логистику и маркетинг, а также снижают риски и затраты на запуск и развитие онлайн-бизнеса.
Основные сложности продавцов
Продавцы на маркетплейсах сталкиваются с рядом проблем. Одна из них – большая конкуренция на рынке, из-за которой сложно завоевать и сохранить лояльность покупателей. Кроме того, селлерам приходится решать задачи по интеграции с площадками, осваивать особенности работы на маркетплейсах, платить высокие комиссии и соблюдать требования к качеству товаров.
Участники исследования отметили, что самые трудоёмкие процессы — создание и редактирование карточек товара, аналитика продаж, настройка и анализ рекламы и обработка отзывов. Чтобы оптимизировать эти и другие рабочие задачи, 38% респондентов обращаются за помощью к экспертам.
Таким образом, маркетплейсы – перспективный и выгодный канал для онлайн-торговли. Но они также требуют от продавцов определенных навыков, затрат и адаптации к специфике работы на разных платформах.
Чтобы преодолеть возникающие барьеры, необходимо постоянно анализировать рынок, изучать спрос и предложение, адаптировать свою ценовую политику и ассортимент к потребностям покупателей, использовать разные инструменты маркетинга и продвижения, а также выбирать подходящие площадки для своего бизнеса.